воскресенье, 17 мая 2015 г.

Как с помощью блога привлечь в бизнес 40 млн рублей

Как с помощью блога привлечь в бизнес 40 млн рублей

Основатель сети «Додо Пицца» Фёдор Овчинников написал колонку о том, как ему удалось собрать средства при помощи краудинвестинга, запустив механизм привлечения частных инвесторов через собственный блог.

Очень мотивирует, когда говорят: «У тебя ничего не получится».

Именно это мне говорили, когда в конце 2013 года я после нескольких месяцев хождений по мукам принял решение отказаться от поиска инвестиций на развитие «Додо Пицца» у венчурных фондов. Я решил тогда собрать 80 миллионов рублей с помощью краудинвестинга — привлечь деньги не у одного крупного инвестора, а у множества небольших, причем найдя их просто через интернет.

Услышав о моих планах, опытный венчурный инвестор Александр Журба написал у себя в Facebook, что мы соберем от силы три миллиона, да и то все эти средства уйдут на содержание оргструктуры по сбору денег. Я предложил Александру поспорить: и, если он окажется не прав, поработать у нас смену на кассе. «На кассе это легко, не впервой», — ответил он.

Я не сомневался, что у нас все получится, хотя многие, как и Журба, крайне скептически относились к нашим планам. Я вообще заметил такую вещь: когда ты занимаешься бизнесом и делаешь что-то по-новому, все начинают говорить, что это зря.

Мне, например, говорили: на доставке пиццы в России не заработаешь. Мы открыли доставку — и через несколько месяцев уже зарабатывали. Никто не верил, что глубокая интеграция ИТ в бизнес-процессы пиццерии позволит сделать прорыв на рынке — мы доказали это на практике.

Мне говорили, что никто не будет покупать франшизу «Додо Пицца», когда есть Papa John’s. Сейчас у нас уже 30 франчайзинговых пиццерий. «Начав в Сыктывкаре, невозможно построить федеральную, а тем более и глобальную сеть», — говорили мне еще. Сегодня мы уже работаем не только в 21 городах России, но также в Румынии, и уже заключены соглашения с предпринимателями из Казахстана, Литвы, Эстонии, США, ведем переговоры с предпринимателями из Китая.

Конечно, затевая проект краудинвестинга, я не мог наверняка знать, получится ли собрать деньги на развитие, по сути лишь бросив клич через свой блог. Но я точно знал, что больше не хочу искать эти деньги в российских фондах.

После множества встреч с венчурными инвесторами я пришел к выводу, что они в принципе не верят в успех уникальных российских проектов. Их менеджеры мыслят стереотипами: большинство предпочитает клонировать западные идеи, даже если они еще не доказали свою состоятельность, игнорируя при этом бизнес, который не только имеет потенциал для глобального масштабирования, но и уже сегодня создал прибыльную бизнес-модель (подробнее о моем «роад-шоу» и разочарованиях в венчурном рынке можно почитать здесь).

Я в итоге решил рискнуть и объявил в своем блоге о том, что отныне каждый, у кого есть сумма от 300 тысяч рублей, может стать соинвестором «Додо Пицца». Формально наше пари с Александром еще не закрыто. Мы тогда поставили себе срок: два года, и со старта нашей программы краудинвестинга прошло меньше года. Пока что мы собрали чуть меньше 40 миллионов.

Но, думаю, уже ясно, что эта цифра далека от обозначенных основателем Sapfir Capital и преподавателем бизнес-школы «Сколково» трех миллионов. Знакомые банкиры утверждают, что это крупнейшее в России привлечение средств в бизнес с помощью краудинвестинга. Может, так и есть. И я уверен, оно станет еще крупнее: несмотря на кризис, через год мы намерены выполнить поставленную цель и собрать все 80 миллионов.

Вот 7 факторов, которые, на мой взгляд, позволили нам добиться успеха — и которые могут принести успех и вам, если вы тоже решитесь пойти этим путем.

1. Результаты

Мы не собирали деньги под одну голую идею. Мы приступили к программе краудинвестинга, когда компания работала уже три года. И за эти три года «Додо Пицца» показала реальные результаты. Мы создали собственную прибыльную розничную компанию. Мы разработали свою информационную систему Dodo IS, которая легла в основу нашей бизнес-модели (и эта система работала и работает!).

Мы доказали, что наш продукт — франшиза — пользуется спросом, и наши партнеры добиваются успеха на разных рынках и в разных обстоятельствах. Некоторые переходили под вывеску «Додо», хотя начинали работать под собственными брендами, и получали лучшие результаты. А результаты убеждают лучше любых обещаний.

2. Большая, но достижимая цель

Мы разработали амбициозную, но реалистичную стратегию. Пицца пользуется спросом во всем мире, а значит наш рынок глобален. Мы привносим на этот рынок свое ноу-хау — тесную интеграцию производственной системы и ИТ.

Существующим грандам рынка будет трудно скопировать наш подход — они заложники своего масштаба. Поэтому мы намерены добиться глобального успеха и открыть к 2020 году 2,5 тысячи пиццерий по всему миру. Людям нужны большие амбиции, особенно когда начальные ставки сравнительно невелики. Особенно если вы уже сегодня можете подкрепить их прибылью.

3. Репутация

К моменту запуска программы я уже обладал репутацией. Свой блог о бизнесе я запустил еще в 2006 году — и с тех пор веду его практически беспрерывно. Благодаря блогу обо мне стали писать федеральные деловые газеты и журналы. Потом вышла книга Максима Котина, в которой он подробно описал, как я развивал предыдущий проект — сеть книжных магазинов. Когда вышла книга, меня стали приглашать на разные деловые мероприятия, и я старался не отказываться от возможности пообщаться с людьми… Оказалось, что при поиске инвестиций все это крайне важно: вы же не доверите свои деньги человеку, которого не знаете. Многие люди меня знают.

4. Открытость

Беспрецедентная открытость — ключевой элемент, который отличает наш подход к бизнесу. С первого дня я не только открыто признавал ошибки, если они случались, но и публиковал финансовые показатели своей компании, хотя все кругом опять же говорили мне, что лучше этого не делать — или хотя бы перестать делать, когда показатели эти станут существенные. В прошлом году оборот сети «Додо Пицца» составил 425 миллионов рублей, но мы по-прежнему ничего не скрываем.

В то время как все в России, да и в мире зачастую, делают из любой финансовой информации большой секрет, вы можете зайти в мой блог и посмотреть, например, выручку каждой нашей пиццерии. На нашем сайте для инвесторов дневная выручка сети вообще отображается в режиме реального времени. Такая беспрецедентная для России открытость создает основу для доверия инвесторов.

5. Выгодная схема

Мы предложили частным инвесторам крайне выгодную схему вложения денег. Когда мы только приступили к реализации идеи, комментаторы писали в блоге, что по российским законам привлечь деньги таким образом нельзя. Все можно, если подумать. С каждым инвестором мы заключаем два договора. По первому он выдает нам валютный займ под не самый выгодный, но вполне рыночный банковский процент. По второму — получает опцион в конце 2016 на покупку доли в компании на сумму этого займа.

Таким образом риски инвестора сильно снижены. Если он посчитает, что прогресс компании не оправдал его ожидания, он может просто забрать деньги с процентами и не реализовывать опцион.

6. Личное поручительство

Я как основатель «Додо Пицца» даю личное поручительство по каждому займу, который мы оформляем в рамках программы краудинвестинга. Да, я не Дерипаска, и у меня нет активов, которые позволят при негативном сценарии расплатиться со всеми кредиторами. Это все понимают. Но благодаря личному поручительству люди также понимают, что я беру на себя полную ответственность за происходящее и буду биться за победу до последнего.

7. Площадка

К моменту запуска программы я уже был бизнес-блогером со стажем. Многие годы я рассказывал в своих постах как об удачах, так и об ошибках и поражениях, делился опытом, идеями и мечтами… Со временем удалось собрать широкий круг единомышленников. Это сильно помогло. Ведь при краудинвестинге вступает в силу закон больших чисел: если вам нужно привлечь по чуть-чуть от многих людей, значит вам нужно, чтобы о вас узнало еще больше. На мой блог Sila-uma.ru ежедневно заходит полторы-две тысячи человек, у меня больше 6000 друзей и подписчиков в Facebook, почти столько же во «ВКонтакте» и в Twitter. Эти люди подхватывают интересную историю и запускают вирусный эффект. Думаю, без своей площадки — или своей аудитории — привлечь деньги на бизнес было бы очень трудно.

***

Многие говорят, что наш кейс получился уникальным. Но, по правде, когда я смотрю на список этих факторов, мне не кажется, что я совершил нечто особенное. На самом деле, все старо как мир: чтобы привлечь партнеров, вам нужна репутация и опыт, и вам нужно добиваться результатов.

Не один год предприниматели накапливают репутацию и набираются опыта, но рано или поздно настает момент, когда выпадает шанс монетизировать заработанные активы. Думаю, любому бизнесмену стоит заняться их развитием, даже если он не планирует в ближайшее время заниматься круадинвестингом: ведь они не повредят и в других обстоятельствах.

А Александра Журбу мы ждем через год у себя в пиццерии. Не обязательно приезжать в Сыктывкар: наши франчайзи уже работают в Химках, Долгопрудном и Королеве, и в этом году наша собственная розничная компания откроется в Москве. Мы готовим большую табличку, чтобы приколоть Александру, когда он встанет на кассу. На ней, думаю, вместо имени напишем два слова: «Венчурный инвестор».

Автор: Константин Панфилов
Источник: http://siliconrus.com/2015/03/dodo/

Комментариев нет:

Отправить комментарий