Тот, кто начинает бизнес с нуля, редко задумывается о том, как он будет искать сотрудников, управлять ими и тем более мотивировать. Здесь, как говорится, не до жиру – быть бы живу: себя бы прокормить да дело поставить.
Но вскоре предпринимательский азарт сменяется эмоциональным и физическим перегрузом. И поиск помощников становится неизбежным, как бы ни противилось тому неокрепшее сознание бизнесмена.
Сотрудник как угроза
Потребность в кадрах – это переломный момент для многих начинающих предпринимателей. Во-первых, ты понимаешь, что сотрудники – это вопрос развития бизнеса, во-вторых, ты боишься, что придется кому-то доверить свое детище, а в-третьих, ты волнуешься, что никто не захочет у тебя работать.
Задавшись вопросом: “А что компания может предложить потенциальному работнику?”, ты понимаешь, что, кроме средней зарплаты – ничего. Тут же вспоминаешь и то, как сам искал работу, высматривая фирму покрупнее, а соцпакет получше.
На фоне размышлений “Ну, кто ко мне пойдет работать?!” может резко упасть самооценка, а вместе с ней снижаются и требования к кандидату. В итоге вместо того, чтобы найти того, кто тебе нужен, предприниматель рискует нанять того, кто согласится с ним работать.
Неоправданные ожидания
Выход первого сотрудника похож на долгожданное появление в доме няни. Ждешь, что она будет заботиться о малыше (читай, бизнесе) как о собственном. Но чаще всего – это напрасные и, как следствие, обманутые ожидания. И вскоре у собственника никак не укладывается в голове, как можно так равнодушно относиться к работе???
Невольно вспоминаешь, как будучи наемником, впахивал изо всех сил и без остатка. А тут: ни желания работать, ни стремления расти. Говоря лаконично, собственника переполняют обида и чувство несправедливости.
Но с разочарованием быстро справляешься и начинаешь уже искать тех, кто тебе действительно подходит. Иногда на собеседования уходит треть дня: приходится просеивать гору песка, чтобы отыскать крупицу золота. Но кто ищет, тот находит.
И вскоре в компании появляется тот, кто хочет и может работать. Собственник вкладывает в него свои силы и знания, отмечает заслуги и закрывает глаза на ошибки.
В общем, проходит совсем немного времени, и окрыленный собственными достижениями сотрудник уже просит прибавку к зарплате. И собственник понимает, что перекормил вниманием, а пряник без кнута не эффективен. И вновь, мягко говоря, обидно.
По мере того, как бизнес растет, все сильнее потребность в опытных специалистах. Когда нужно многому научиться, сотрудники сильных конкурентов могут в этом помочь. И платить за это больше, чем другим, кажется оправданным.
Так персонал демотивирует руководителя еще задолго до того, как он приходит к мысли о мотивации своих работников. Но этот опыт стоит того. Сотрудники оказываются хорошими учителями и делают собственника бизнеса сильнее. Чему же учат сотрудники?
Урок 1
Не бывает хороших или плохих сотрудников – есть только те, кто бизнесу подходит или не подходит. Чаще всего “плохие” работники появляются из-за отсутствия у владельца понимания того, какими качествами должен обладать кандидат и что он должен делать.
Другая причина заключается в том, что собственник не считает важным уделять собеседованию достаточно времени; а для того, чтобы получить представление о соискателе нужен минимум час.
Урок 2
Тот факт, что многим сотрудникам важно работать в компании, где они будут чувствовать свою значимость и ощущать себя ее частью, учит тому, что не стоит беспокоиться о малочисленности бизнеса, а нужно просто искать тех, кто готов разделить ценности и стремления компании.
Урок 3
Сотрудники учат жить полной жизнью, а не уходить в бизнес с головой, забывая обо всем и требуя того же от других. Они ценят себя и свою жизнь за пределами офиса. Именно поэтому они не работают сверхурочно и не радеют за дело так, как собственник.
К тому же, предприниматель знал, на что шел, и заведомо был готов работать больше, чтобы получать больше, не так ли? Обида возникает тогда, когда мы делаем больше, чем получаем. И это следующий урок.
Урок 4
Сотрудники учат ценить свой труд и получать за него соответствующее вознаграждение. Когда работник просит повышения, мотивируя тем, что он делает для компании больше и приносит фирме больше денег, нужно не возмущаться, а радоваться. Он уважает свой труд и осознает свою ценность.
Некоторые владельцы бизнеса часто себя обделяют, вкладывая все в зарплаты сотрудников. В итоге, оставаясь ни с чем, они чувствуют себя обделенными.
На стадии начала бизнеса – это оправданно, но когда есть штат – уже неприемлемо. Люди в компании должны зарабатывать и окупать себя. А бизнес должен приносить прибыль, иначе это неправильный бизнес, и мы что-то делаем не так.
* * * * *
Прежде, чем начать злиться на своих сотрудников, постарайтесь ответить на вопрос: “Чему они Вас учат?” Это продвинет вперед Вас и Ваш бизнес.
#ОксанаМечта
Комментариев нет:
Отправить комментарий