среда, 18 декабря 2013 г.

Стартап в России: опыт создания успешного бизнеса

Представляем вам интервью с Дмитрием Масловым, основателем компании ITPanda, которая специализируется на создании сайтов, с помощью собственной технологии.

Дмитрий, расскажите немного о вашей компании.

Компания ITPanda, была основана в 2009 году, и уже занимает лидирующее место в УрФО по количеству создаваемых сайтов в месяц, а география клиентов распространяется на всю Россию.

Компания имеет 6 отделов и 30 сотрудников в штате.

Сегодня компания специализируется только на создании сайтов, с помощью своей технологии.
На работу к нам попасть не просто, берем только самых талантливых и амбициозных.

Как вы пришли к мысли начать именно этот бизнес? Как родилась идея этого бизнеса?

История проекта ITPanda началась в конце 2008 года, тогда у меня был цветочный ларек с интернет- магазином по доставке букетов созданный еще в 2006-м (Тогда в Екатеринбурге почти ни у кого из цветочников не было сайтов, и я со своим интернет-магазином был на пике технологий).

За интернет-магазин я тогда отдал 60 000 рублей, много собственных сил, и много времени, но результат получился плачевный по сегодняшним меркам: я не мог ни редактировать сайт сам, ни менять картинки, не было ни какой возможности продвинуть сайт в поисковиках самостоятельно.

В 2008 году мой интернет-магазин смотрелся уже устаревшим, а когда встал вопрос о модернизации движка сайта и его дизайна оказалось, что дешевле сделать новый......

Тогда пришла идея создать ВЕБ-студию которая сможет создавать такие сайты, которые будут удовлетворять следующим критериям:

1) Оставаться всегда актуальными, т. е. чтобы все технологии сегодняшнего дня были доступны на сайте сегодня.

2) С возможностью смены концепции Дизайна без усилий с сохранением наполненной информацией и без потери позиций в поисковиках.

3) С удобной система редактирования сайта для любого пользователя, прям со страниц сайта, не сложнее чем в социальных сетях редактирование странички.

4) Минимум времени на согласование Дизайна с клиентом за счет заранее продуманного концепта дизайна. И минимальные сроки разработки;

5) Возможность менять элементы Дизайна прям из системы управления сайтом.

6) Максимальная автоматизация создания сайта, и минимально возможные затраты на создание одного сайта.

И при всём при этом, чтобы цена создаваемых сайтов была доступна каждому, а стоимость обслуживания не превышала цены хостинга.

Изучив рынок в Европе, США стало понятно, что там большинство сайтов удовлетворяют таким критериям. Тогда подобных проектов на Российском рынке еще не было.

Для реализации идеи были привлечены к сотрудничеству опытные программисты, верстальщики и дизайнеры.

Цветочный бизнес был продан и все ресурсы были вложены в проект ITPanda.

И уже в середине 2009 года появилась система ITPanda с помощью которой можно было создавать и поддерживать сайты ITPanda, тогда же появились первые клиенты ITPanda.

До конца 2010 года система и технологии оттачивались, поняв что всё готово были привлечены инвестиции и проект заработал в полную силу.

В чем уникальность этой идеи? Чем ваше предложение отличается от существующих на рынке?

Уникальность идеи заключается в самой идее. Только у нас клиент может получить сайт, который с течением времени можно полностью обновить, нажав пару клавиш мыши. А за счет тиражирования готовой технологии, стоимость разработки нового сайта на порядок ниже подобных по качеству продуктов, которые есть на Рынке. Таким образом, наши клиенты получают не просто сайты, а продукт, совершенствующийся в ногу со временем, при этом по доступной стоимости.

Чем ваша методика отличается от известных Битрикс, WebAssist, а также шаблонов WordPress и Joomla (в том числе бесплатных), которые позволяют точно также полностью обновить сайт «одним нажатием кнопки»?

Решение ITPanda представляет из себя, не только cms или набор скриптов, а готовый сайт с большими возможностями по настройки.

Дизайн сайта создаётся на основе концепта, который представляет из себя гибкий шаблон, где без знания вёрстки любой пользователь может загрузить все графические элементы через Веб-интерфейс (Шапка, фон, оформление кнопок, подвал, логотип, цвета, шрифты и т. д.). Создание Дизайна сайта сводится только к разработке Данных графических элементов.

Все опции сразу при разработке, прорисовываются и прикрепляются к каждому концепту, благодаря чему сразу при подключении новой опции она доступна пользователю на его сайте. При смене концепта не только сохраняется весь функционал сайта, но и всё наполнение. Полностью всё редактирование сайта происходит редактированием через фронт энд. Функционал каждого сайта обновляется автоматически без нажатия и запуска каких-то обработок, а автоматически.

Сколько стоит разработка сайта, из чего складывается стоимость?

Разработка корпоративного сайта стоит 6990, интернет-магазина 9990. Стоимость фиксирована и в неё входят следующие работы: создание сайта с самым распространенным функционалом (неограниченное количество разделов, новости, фотогалерея, каталог, корзина, обратная связь, отзывы, карта проезда); индивидуальное оформление; наполнение до 10 страниц предоставленной информацией; Хостинг и техническая поддержка на 1 год.

Так же есть ряд специфических опций, которые можно подключить к сайту за символическую сумму: интерактивная шапка, смс оповещение, Яндекс Маркет, Конструктор анкет для сайта и т. д.

На каких клиентов вы рассчитываете?

Основная масса клиентов - это малый, средний бизнес и гос. учреждения, заказывают корпоративные сайты и интернет- магазины.

Так же есть Крупные компании, которые заказывают имиджевый сайт для какого-нибудь продукта, или сайт для подразделения. Есть физические лица которые заказывают персональный сайт.

Предлагаете ли вы сопровождение клиента и какое?

Конечно, одно из основных наших преимуществ в том, что мы после создания сайта осуществляем поддержку сайта клиента.

У нас есть специальный человек, который периодически просматривает все сайты, и рекомендует клиентам как их можно улучшить. Мы постоянно улучшаем функционал сайта клиента, и информируем клиентов о том какие новшества доступны на его сайте. Если у клиента возникают вопросы по редактированию сайта, наша техническая поддержка как по телефону так и по почте оперативно консультирует. Мы берем на себя решение всех вопросов с Хостингом.

И всё это на первый год входит в стоимость создания сайта, а со второго года 2000 рублей в год.

За дополнительную плату можно заказать у нас своевременное обновление информации на сайте нашими специалистами.

Может ли возникнуть такая ситуация, когда у заказчика возникнут проблемы, и он не сможет обновить сайт щелчком мыши, что делать в этой ситуации?

Если у заказчика возникнут какие-нибудь проблемы, то он может написать или позвонить в техническую поддержку и ему оперативно помогут. Такое случется крайне редко, потому что у нас есть подробная инструкция по работе с сайтом.

Сколько стоят услуги продвижения? Что вы обещаете за эту сумму? Даете ли гарантии?

Стоимость услуг по продвижению сайта зависит от масштаба желаемого результата. Сегодня у нашей компании более 50 продвигаемых сайтов. Средний ежемесячный бюджет составляет 8 000 рублей. За данную сумму клиенты получают в среднем 2500 посещений на сайте ежемесячно. Таким образом средняя стоимость потенциального клиента составляет 3 р. 20 коп. Конечно мы даем гарантии и в рамках условий договора, если мы не достигаем обусловленного результата, то всё продвижение осуществляется за свой счёт.

Сколько времени заняла реализация идеи?

Работа над созданием системы ITPanda длилась почти 2 года, сейчас система совершенствуется уже в рабочем режиме.

Как вы воплощали идею от ее замысла до конечной реализации?

Хммм...Сперва провел мониторинг похожих проектов в России и за рубежом, выявил лучшие стороны. Затем это всё объединил и усовершенствовал. Привлек к работе опытных специалистов программистов, верстальщиков и дизайнеров, запроектировали систему, составили техническое задание, начали работать.

Примерно через 7 месяцев получили первую версию системы, и еще примерно ушел год на исправление ошибок и усовершенствования как системы ITpanda, так и процессов по обслуживанию клиентов. Выработана Бизнес-модель создания сайтов по моей технологии.

После того, как система была готова, начал на базе неё делать сайты, и в процессе работы уже выработал оптимальную стратегию продаж и создания сайтов, которая только за год уже потерпела более 60 изменений и корректировок...

Во сколько вам обошелся старт проекта? (назовите основные статьи расходов)

Все инвестиции делались постепенно в течении 2-х лет. В качестве источников финансирования были свои накопления, помощь государства (субсидия из службы занятости и Гранд по проекту "Начни своё дело"), все доходы из других источников, средства партнеров.

В итоге по самым скромным подсчетам ушло около 1 миллиона рублей на разработку системы IT Panda и тысяч 300 на покупку сервера и оборудования офиса.

Многие задумываются об открытии собственного бизнеса, но далеко не все в итоге его открывают. Легко ли вам далось решение стать предпринимателем?

Решение стать предпринимателем у меня возникло ещё в детстве. Тогда мысли по поводу своего дела выглядели примерно так: открою свой бизнес, буду курить бамбук и грести деньги лопатой, как успешные ребята из двора, которые держали Ларьки- это были 90-е.

Теша себя этими красивыми мыслями я рос.

Будучи студентом с первого курса занимался продажей контрольных, курсовых и дипломов.

Имел копировальную точку в общежитии, где единственный печатал в цвете.

Затем занялся Цветами, открыл свой цветочный ларек и интернет магазин по доставке букетов. В этом бизнесе я приобрел первый опыт управления людьми.

Было сложно, а временами очень сложно, в период становления бизнеса все деньги уходили только на зарплату работникам и аренду. Примерно тогда же пропали иллюзии что прибыльный бизнес сделать просто.

Был период, когда уволились все флористы, а ларёк был круглосуточным, работал сутками сам. Были периоды, когда приходилось бомбить по ночам на своём ВАЗ 2106, чтобы купить очередную партию цветов.

В итоге ларек всё таки стал прибыльным! А я убедился что я могу быть предпринимателем! Но нужен был более перспективный проект, тогда и появилась ITPanda.

С какими сложностями на начальных этапах ведения бизнеса вы столкнулись?Как решали возникающие проблемы?

Первая и самая большая сложность с которой я столкнулся - это как наилучшим образом организовать производственный процесс. Сперва хотели, чтобы продажами и разработкой сайта занимался один человек, затем пришли к выводу, что данные функции необходимо разделить. На базе 1С платформы написали внутреннюю СРМ, в которой ведется как работа по разработке сайтов, так и работа с клиентами.

Вторая - это где и как искать покупателей. Пробовали разные методы, те которые работают оставляли, те которые не работаю не оставляли. (Из не рабочих, например: рекламные таблички на фонарных столбах, распространение буклетов по почтовым ящикам)

Третья - это делегирование полномочий и набор новых сотрудников. Решали путем написания инструкций.

Окупили ли вы свои первоначальные вложения?

Первоначальные вложения окупил на 2-ой год работы.

Что вы можете сказать о рентабельности этого бизнеса?

Рентабельность на прямую зависит от объема работ выполняемых одним сотрудником. Таким образом основная работа по развитию Бизнеса сейчас ведется над оттачивание бизнес процессов и стандартов работы сотрудников отдела создания сайтов и сотрудников отдела продаж.

Как вы продвигаете свои услуги? Назовите основной канал продвижения. Какой приток клиентов вам обеспечивает интернет-сайт? Как у вас выстроена сеть продаж?

Основной канал сбыта - это активные продажи, при этом где-то 40% клиентов обращаются с сайта.

Следующий по эффективности канал- это рекомендации клиентов.

Занимаетесь ли вы прямыми продажами, предлагая свои услуги напрямую компаниям и т.п? Есть ли у вас в шатате продавцы, которые занимаются прямыми продажами? По какой схеме оплачивается их труд?

Да, прямые продажи - это основной источник привлечения новых клиентов. На сегодня в отделе продаж работает 7 менеджеров по продажам и руководитель. Мотивация выстроена следующим образом: недельный оклад, + % от продаж, + премии за выполнения плана.

Из каких сотрудников состоит штат вашей компании? Все сотрудники оформлены в штат или часть работает удаленно?

На сегодня штат состоит из следующих сотрудников:
1 Директор по развитию
1 Директор
1 Менеджер по рекламе
1 Менеджер по кадрам
4 Специалиста по созданию сайтов
5 Программистов
4 Дизайнера
2 Веб мастера
1 Начальник отдела продаж
7 Менеджеров по продажам
1 Руководитель отдела продвижения
2 Специалиста по продвижению
1 Менеджер по работе с клиентами по продвижению
2 Копирайторы

Как вы искали добросовестных фрилансеров?

Поиск сотрудников осуществляется в основном через портал о работе rabota66.ru.

Почти все перечисленные выше сотрудники работают в штате. На удалении работаем с коперайтором, дизайнером, и некоторыми программистами.

Возникает ли проблема доверия к сотрудникам, которые работают удаленно?

Конечно доверие вырабатывается только в процессе работы. Если появляется потребность в привлечении нового партнера на удаленную работу, то сперва тщательно просматриваем портфолио работ, а затем (если качество устраивает) даем пробный проект. Если всё ок, то даем более ответственные задания. Поиск удаленщиков в основном осуществляется так же через популярные сайты о работе.

Как вы подбирали ключевых сотрудников?

Размещали вакансии на популярных сайтах. Для формулирования критериев, и оценки профессиональных качеств кандидата привлекал знакомого программиста-профессионала.

Знакомый программист - профессионал и оценивал на сколько подходит тот или иной специалист.

Как вы их контролируете? По какой схеме оплачивается их труд?

Программистам ставятся задачи, вмести с ними определяем сроки и контрольные точки в которых осуществляется контроль. Зарплата строится из двух составляющих: оклад (большая часть) и премии за успевание (меньшая часть)

Как оформляете с ними трудовые отношения?

В обязательном порядке с каждым из программистов заключается трудовой договор согласно ТК РФ. Так же каждый из программистов подписывает соглашение о не разглашении информации.

Очевидно, за время работы вы перепробовали различные способы рекламы. Какие рекламные носители доказали свою эффективность, а от каких вы в итоге отказались?

Свою эффективность на первых этапах развития компании, показала рассылка писем по электронным адресам. Но результаты данного вида рекламы не долговременны. Если первый месяц была хорошая отдача, то потом всё меньше, меньше и в итоге свелась к нулю.

На сегодня стабильную и хорошую отдачу дают вложения в продвижение сайта и в контекстную рекламу. Так же сейчас рекламируемся по радио и в других СМИ.

Как вы видите себе перспективы дальнейшего развития вашего бизнеса?

Планируется открытие представительств во всех городах миллионниках.

Что вы можете сказать о конкуренции в вашем бизнесе?

Конкуренция бешенная. И каждый месяц появляются новые и новые предложения. Появляются компании, которые полностью копируют нашу идею (и даже информацию с сайта...). Но это всё нас нисколько не останавливает, а наоборот придает мотивации двигаться дальше. Наш продукт и наша компания совершенствуется каждый день, и сегодня мы с уверенностью можем заявить, что у нас действительно лучшее предложение в соотношении таких параметров как цена и качество.

Источник: http://openbusiness.ru/html_interview/it-panda.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий