среда, 18 декабря 2013 г.

Раскрутки НЛП, или как уйти от «наезда»

Это самая популярная тема в НЛП. В некоторых традициях преподавания она изучается на мастерском курсе и является одним из основных поводов туда пойти наряду с метапрограммами. Видимо, потому она туда и поставлена: моделирование-то подавляющее большинство интересует лишь постольку поскольку. Фокусы языка, словесная эквилибристика – как их только не называют!

Раскрутки можно использовать для того, чтобы пошатнуть веру человека в свои убеждения, но если посмотреть на исток – Ричарда Бендлера, то он ими именно играл, ставя в тупик собеседников и легко сруливая с нежелательных для него тем.

Итак, суть фокусов языка – в переводе фокуса внимания. Это можно сделать мягко и незаметно, и человек далеко не сразу поймёт, что тема разговора уже сменилась, а можно ярко и шокирующе. Чтобы перехватить инициативу, пока он прочухивается. Но к делу!

Возьмём пяток вариантов словесной агрессии и посмотрим, как можно с ними справляться:
• Почему ты не даришь мне цветы, ты меня не любишь?
• Эти часы слишком дорогие, я не могу себе их позволить.
• Ты меня обижаешь своим молчанием.
• Вы опять опоздали на работу!
• Хороший начальник должен заботиться о подчинённых.

♦Расширение рамки

В узкой рамке часто тесно. И результат предопределён. Поэтому, когда Вам задают некоторые рамки, вы из них выходите. «Это не мы такие – это жизнь такая».
• Любовь не равна подаркам. Она больше, чем жизнь.
• Мы живём один раз. Глупо отказывать себе в попытках получить от жизни удовольствие.
• Я думаю о наших отношениях. Мне кажется, ты слишком часто обижаешься по пустякам.
• Транспорт настолько непредсказуем, что мне иногда не удаётся верно подгадать.
• Мы всегда ждём от старших заботу, но что мы делаем ради этого?

♦Модель мира

Сколько людей, столько и мнений. И есть мнения весьма авторитетные. Всегда можно найти авторитета, чья субъективная реальность более благоприятна для нас.
• Одно время считалось, что «Бьёт – значит, любит». Ты же не хочешь, чтобы я доказывал тебе любовь в соответствии с чьими-то верованиями?
• Если Вы планируете вести дела с серьёзными людьми, Вы должны знать, что решать, воспринимать ли Вас всерьёз, они будут и по Вашим часам тоже.
• Психологи считают, что человека нельзя обидеть, если он не решил обидеться.
• Да, я тоже считаю, что истинный патриот своей Компании должен ночевать на рабочем месте, чтобы не опоздать на работу.
• Наш генеральный директор считает, что начальник должен заботиться только о тех, кто работает лучше других.

♦Последствия

Полезно указать на последствия подобных фраз и мыслей. Они, часто, такие захватывающие, что обсуждать вы будете уже их.
• Ты думаешь, после таких слов мне захочется дарить тебе цветы?
• Без дорогих часов и дорогой костюм не играет.
• На обиженных воду возят.
• Если мы будем обсуждать моё опоздание, на работу времени не останется.
• И в результате он делает всё сам?

♦Намерение

Люди закладывают в свои действия смысл. Или не закладывают. В любом случае всегда можно указать на благие намерения. Или на подлые. В зависимости от цели.
• Что ты хочешь больше: любви или цветов?
• Вы хотите часы или сэкономить?
• Я просто любуюсь твоими губами.
• Я правильно понимаю, что Вы хотите, чтобы я сделал работу в срок?
• Вы хотите, чтобы начальник прекратил делать свою работу и начал заботиться?

♦О важном

Люди любят говорить о важном. И ещё любят сравнивать важность. Вот этим пусть и займутся, а мы для этого будем ссылаться на высшие ценности.
• Что для тебя важнее: мои подарки или моя любовь?
• Ваш социальный статус важнее сэкономленных денег.
• Тебе важнее услышать правду или получить удовольствие от моих слов?
• Мне кажется, что качество моей работы важнее времени прихода на работу.
• А хорошо ли делать такие упрёки начальнику?

♦Детализация

Можно сузить рамку восприятия, и тогда в фокус попадёт совсем не то, на чём заострил внимание оппонент.
• Какие цветы тебе докажут мою любовь: розы, гвоздики, гладиолусы?
• Вы посмотрите, какой красивый циферблат!
• А позой? Выражением лица?
• Да, на 4 минуты и 12 секунд.
• Я только сегодня отговорил шефа отправить Вас в командировку на Курилы.

♦Уточнение

Вы не спорите – Вы уточняете. Вы искренне пытаетесь понять, а для этого спрашиваете о многочисленных деталях.
• Как связаны цветы и любовь?
• На какую сумму Вы рассчитывали?
• А что мне нужно сказать, чтобы ты почувствовала себя лучше?
• Что Вы называете опозданием?
• И как это должно проявляться?

♦Измеримость

Хороший способ сбить пафос – попробовать применить к ценности какую-нибудь шкалу или измеримый критерий. Готовьте линейку!
• В чём тебе привычнее измерять любовь: в рублях, в штуках, в подарках в день?
• С какой цифры начинается «дорого»?
• И на сколько секунд ты уже обиделась?
• Как Вы различаете опоздание и задержку?
• Как Вы измеряете заботу: в рублях или в выходных днях?

♦Контрпример

Логика гласит: один контрпример доказывает ложность обобщения. Ищите исключение, и будет Вам счастье!
• Я тебя поцеловал, я тебя люблю.
• Разве Вам не доводилось покупать в кредит то, что Вы не могли купить сразу?
• Вчера моё молчание тебя не обижало.
• Зато вчера я пришёл вовремя.
• Генри Форд не заботился, но был хорошим начальником.

♦Рекурсия

А что будет, если применить упрёк к нему самому? Все эти «лень лениться», «страшно бояться», «скромно ли хвастаться скромностью»… В общем, «нечего на зеркало пенять, коль рожа крива».
• Мне кажется, что говоря такие вещи, ты меня не любишь.
• Нежелание себя побаловать дорого обходится.
• Меня больше обижает, когда на меня обижаются по пустякам.
• Не поздно ли говорить об опоздании? Его уже не исправить.
• Разве это слова подчинённого?

♦Зеркало

А если вам поменяться местами, утверждение сохранит силу? Редко. Обычно люди дают себе больше прав. Но ловятся на ценность справедливости.
• То есть то, что ты не даришь мне подарки каждую неделю, означает, что ты меня не любишь?
• Если бы Вы продавали хорошую вещь, Вы бы запросили за неё меньше закупочной цены?
• Т.е. когда ты молчишь, ты хочешь меня обидеть?
• С Вами такого не случалось?
• Могу я попросить Вас о встречной заботе?

♦Перевод стрелок

Наглость чистой воды. Мы заявляем: это обсуждать мы не будем – мы будем обсуждать другое. Доказывает это лишь наш тон. Но этого обычно достаточно.
• Вопрос не в том, люблю ли я тебя, а в том, что ты для этого сделала.
• Т.е. Вам нужно подсказать, как накопить нужную сумму?
• Давай лучше обсудим, как я отношусь к твоим обидам.
• Я как раз хотел попросить Вас подписать один акт!
• Сейчас Вам нужно думать о том, как усидеть на своём рабочем месте.

♦Переопределение

Назови трусость осторожностью, жадность бережливостью, а истеричность искренностью. Или напротив смелость глупостью, щедрость расточительством, а спокойствие равнодушием.
• Я собирал деньги на совместную поездку на Канары…
• Отсутствие в наличии нужной суммы не повод наступать на горло свои желаниям.
• Моя искренняя реакция тебя обижает?
• Да, я пришёл позже, чем Вы ожидали.
• Но он не должен превращать взрослых людей в своих детей.

♦Дополнение

Сразу утверждать противоположное не всегда удобно. Но можно так согласиться, что смысл перевернётся. Как? Внося свои дополнения и уточнения.
• Да, я не люблю, когда с меня требуют жертвоприношений.
• Конечно же, Вы не можете их купить, не оформляя оплату в рассрочку.
• Молчание может обидеть, только если не доверять молчащему.
• Согласен, опоздания недопустимы, если они срывают важную сделку.
• Да, если подчинённые отвечают ему взаимностью.

♦Аналогия

Все аналогии лживы. Зато эффективны. Мы не будем обсуждать предложенный вопрос – мы нарисуем картинку, исходя из которой нужный нам выход очевиден. И собеседник, согласившись с аналогией, сам сделает нужный вывод.
• Религиозен не тот, кто ходит в церковь, а тот, кто Верит.
• Если крестьянин жалеет семена, он никогда не дождётся всходов.
• Если у тебя нет зонта, под дождём ты промокнешь.
• Не стреляйте в пианиста – он играет, как умеет.
• Не стоит семилетнего ребёнка кормить с ложечки.

* * *
Есть несколько замечаний, без которых статья была бы неполной:
• Приведённые в статье примеры раскруток НЛП не единичны. На каждый тип раскрутки можно придумать неограниченно много фраз-ответов.
• Юмор и парадоксы не обязательны, но возможны. Если нужен эффект замешательства, то и желательны.
• Если вы проявите наблюдательность, вы заметите, что каждый человек тяготеет к тому или иному типу фокусов языка. Если вы хотите уйти от темы незаметно для него, воспользуйтесь тем же способом, что и он.
• Для тренировки в словесной эквилибристике вам не нужен тренер и группа. Первоначально достаточно просто посидеть и пописать раскрутки на бумаге. А потом тренировать в жизни. По одной в день.
• Применяя раскрутки НЛП, следите за реакцией собеседников. Если они впадают в ступор и начинают злиться, подумайте, нужно ли это вам. Если нет – прекращайте.
• Из соображений экологии не нужно раскручивать верования, которые могут быть полезны для их носителей. Если человек верит, что у него всё получится, пусть верит. Но если на вас «наехали», фокусы языка – это то, что нужно.
В конечном счёте всё сводится к изменению рамки восприятия. Вы или расширяете её до уровня обессмысливания убеждения, или сужаете её, или сдвигаете на другие аспекты ситуации. Ваш ответ должен сместить внимание с неудобной для вас темы. А как вы это сделаете, не так уж и важно.
Успехов!

(с) Анвар Бакиров
http://www.duals.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий