пятница, 25 октября 2013 г.

АНТИКАФЕ: КАК ЗАРАБОТАТЬ НА БЕСПЛАТНОМ ЧАЕ И ПЕЧЕНЬЕ

Концепция антикафе довольно быстро вызвала ажиотаж среди людей, готовых вложить деньги в бизнес, но не располагающих при этом большими средствами.

После появления первого т.н. «Циферблата» в сентябре 2011 года в Москве тут же открылось более десятка кафе с поминутной оплатой. Давайте разберемся с экономической моделью таких заведений.

Идея платы за время, проведённое в кафе, а не за еду и услуги, оказанные в нём, родилась чуть совсем недавно в Москве, её придумал писатель Иван Митин. Экспериментировать с моделью оплаты пробовали и пробуют рестораторы по всему миру. В венском кафе Deewan посетитель может заказать сколько угодно блюд из меню и заплатить за них по своему усмотрению — сколько считает нужным. В лондонском кафе Sew Over It можно научиться шить. Посетительницам предлагают чай, кофе и капкейки в неограниченных количествах, а также швейную машинку и консультанта по кройке и шитью. Оплата почасовая — 5 фунтов за 60 минут.

КАК РОДИЛАСЬ ИДЕЯ

В 2010 году Митин с друзьями открыл первое заведение с альтернативной системой оплаты — «Дом на дереве», где каждый мог выпить чаю и просидеть весь день с книжкой, а в качестве вознаграждения оставить сумму, которую не жалко. Основатели кафе рекомендовали посетителям платить по 100–200 рублей, этого хватило бы, чтобы окупить аренду помещения в центре, но всегда находились гости, оставлявшие за день по 10 рублей.

К началу 2011 года Митин решил превратить проект в бизнес. Первый «Циферблат» на Покровке со схемой оплаты «минута = рубль» появился в сентябре 2011 года. К сегодняшнему дню открыто уже семь «Циферблатов» в Москве, Киеве, Казани, Нижнем Новгороде, Одессе, Санкт-Петербурге.

«Циферблат» никогда не занимался активным продвижением, но через пару месяцев после открытия, благодаря социальным сетям и рекомендациям первых гостей, в заведении уже были полные залы. «Мы как-то раз в октябре пришли туда в первый раз, поиграли в настольные игры, нам понравилось. А во второй раз, через неделю, уже не всем хватило места и мы решили делать свой проект», — вспоминает Ольга Лошманова, сооснователь ещё одного антикафе Local Time.

Термин «антикафе», кстати, принадлежит конкурентам Митина, открывшим несколько месяцев назад заведение «Бабочки». Основатели «Циферблата» предпочитают называть свои кафе «свободным пространством», в Local Time оперируют термином «третье место».

НА ЧТО ТРАТИТ АНТИКАФЕ

Исходя из стоимости аренды и оценок участников рынка, в Москве антикафе можно открыть за минимальную сумму 200–250 тысяч рублей. Ежемесячные расходы на его содержание начинаются от 150–200 тысяч рублей, 70 % этой суммы составляет аренда, ещё примерно 20 % уходит на напитки и закуски, ведь гости часто приносят еду с собой и угощают друг друга, и самая малая часть — оплата труда.

«Для запуска проекта требуются усилия 3-5 человек плюс помощники и официанты. Зарплаты у них, конечно, ниже, чем у официантов в Москве, и почти нет чаевых. Но для наших сотрудников это не столько работа, сколько общение в приятной компании. К тому же работа официанта — сплошное унижение, у нас такого нет», — говорит Андрей Ромашков, член команды «Циферблата» на Пятницкой. «Нам нужен человек, который убирает помещение, следит за состоянием туалета, ещё кладовщик, который управляет запасами кофе, чая и печенья, и человек, который встречает и провожает гостей. Мы сами, основатели, исполняем часть этих функций», — подсчитывает Ольга.

РЫНОК

В Москве работает уже более 10 антикафе. «В городе 10 млн жителей — конечно, можно создавать антикафе ещё и ещё», — убеждена владелица открывшегося в марте заведения «Шляпник» Наталья. Ромашков и Лошманова говорят, что к ним почти каждый день обращаются люди из Москвы и других городов за консультацией. «Недавно приезжал мальчик с Украины со списком разного печенья и его стоимостью в московском универмаге и у них, в Киеве, — приценивался». К Ромашкову на днях заезжали предприниматели из Екатеринбурга. «Если к нам приходят серьёзные люди, которые готовы вложить, например, 2 млн рублей в открытие „Циферблата“, мы составляем договор оказания услуг и зарабатываем ещё и на консультировании», — рассказывает Ромашков.

СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЕТ АНТИКАФЕ

По расчётам Ромашкова, чтобы приносить прибыль, пространство вроде «Циферблата» должно зарабатывать 7 000 рублей на кв. м в месяц. То есть оборот заведения площадью 200 кв. м должен составлять около 1,5 млн рублей. Получается, что в среднем в день кафе должны посещать 200 человек при условии, что они проводят там около четырёх часов. С этой оценкой согласны и другие участники рынка.

Ромашков уверяет, что таких показателей достигли «Циферблаты» на Покровке и Пятницкой. В Local Time ходят 50–70 человек. «Но у нас нет задачи зарабатывать, у нас у всех есть другие работы, и этот проект для души», — оправдывается Ольга, уверяя при этом, что точку безубыточности её третье место уже прошло.

В «Бабочках», самом амбициозном в Москве проекте, ежедневно бывают около 200–250 человек. При этом сумма затрат на открытие антикафе оценивается в 2 млн рублей. Это антикафе действительно выглядит более парадно, чем другие подобные заведения. «Бабочки» открыл предприниматель Михаил Молин на собственные средства, его партнёр Павел Мельников уверяет, что кафе в первый же месяц получило прибыль, а сейчас, в летние месяцы, работает в ноль. Здесь минута стоит 1,5 рубля, а ассортимент бара более широкий, чем у конкурентов. Есть, например, апельсиновый фреш, правда, не совсем бесплатный — 20 рублей за стакан.

В ЧЁМ ПРЕИМУЩЕСТВО КОНЦЕПЦИИ

В целом концепция антикафе, на первый взгляд, значительно привлекательнее концепции традиционного общепита. Во-первых, не нужно справок и согласований, проверок Роспотребнадзора и других контролирующих органов. Антикафе можно оформить по классу «организация мероприятий», затраты на открытие ниже в несколько раз, а сроки окупаемости, по сравнению с традиционными для общепита двумя-тремя годами, выглядят очень многообещающе — от нескольких месяцев до полугода. «Я предвижу, что к осени, когда „Циферблату“ исполнится год, поток желающих открыть своё антикафе увеличится в разы, — прогнозирует Ромашков, но тут же оговаривается: — Мода на свободные пространства скоро закончится».

ПЕРСПЕКТИВЫ

Все создатели «третьих мест» и «свободных пространств» сходятся во мнении, что мода на подобные вещи скоротечна: то, что аналогов такого формата нет в мире, скорее доказывает его недолговечность. «Мои друзья-европейцы пока совершенно не понимают, что делать в таких кафе и почему тут не наливают алкоголь», — говорит Ольга, но добавляет, что иностранцам в Local Time нравится.

Несмотря на то что в антикафе приходят самые разные люди — кто-то работает здесь, кто-то вечером играет в «Мафию» с друзьями, — ядро аудитории составляют студенты. Им обычно негде собираться: в кафе слишком дорого, дома — родители. В России, особенно не в Москве, слишком мало дружелюбных мест для таких людей, считает Ромашков, поэтому заведения вроде «Циферблата», с атмосферой гостиной в доме друзей, стали популярны. С развитием инфраструктуры и культуры сервиса их постепенно, через два-три года, вытеснят коворкинги и традиционные кафе». Ромашков прогнозирует, что после массовых открытий свободных пространств начнутся такие же массовые закрытия, создавать антикафе все же не так просто, как кажется.

По материалам: hopesandfears. com

Комментариев нет:

Отправить комментарий