среда, 30 октября 2013 г.

9 мифов о российском брендинге

kme4te.my1.ru

Из чего же, из чего же сделан российский брендинг? Даже специалисты не могут сойтись на едином мнении. А все потому, что рынок брендинга в России находится в стадии формирования. Именно отсутствие единых стандартов и четкого понимания процесса брендинга, приводит к самым различным заблуждениям не только у потенциальных клиентов агентств, но и самих специалистов, работающих в этой сфере.

Миф №1. Бренд – это логотип
Визуальный образ известных марок вспоминается обычно первым – это правда. Но то, что на нем сошелся клином весь бреднинг - досадная ошибка, которая вредит всем компаниям, работающим в этой сфере. Так, например, если заказчик обращается в брендинговое агентство с просьбой разработать исключительно визуальную составляющую его продукта и услуги, он явно ошибся адресом. Брендинг – это прежде всего коммуникация. «Брендинговая компания может посоветовать сменить продукт, а не делать ребрендинг. Такое тоже случается, - говорит генеральный директор брендинговой компании Freedomart Кирилл Халюта.

Миф №2. Брендинг может быть дешевым
Убежденность в том, что сэкономить можно на чем угодно, похоже, является частью российского менталитета. Даже самый солидный предприниматель может поддаться искушению найти халяву, и он ее найдет. Это типичный пример того, как спрос рождает предложение. Вряд ли на западе вы отыщите брендинговое агентство, предлагающее услуги за 5000$. Подобные услуги не могут стоить дешево, хотя бы потому, что для создания успешной концепции нужно привлечь немало квалифицированных специалистов: аналитиков, бизнес-консультантов, психологов, технологов, дизайнеров и других, в зависимости от задач. На рынке существует множество компаний, которые предлагают за 100000 рублей нарисовать на коленке логотип, и кто-то считает это брендингом. Именно непонимание процессов брендинга сбивает заказчиков с толку.

Миф №3. Хочешь сделать хорошо – сделай сам
Успехи стартапов, истории взлетов простых ребят, которые сделали свой первый миллион наталкивают некоторых на мысль о том, что, прочитав несколько практических руководств, «состряпать» бренд можно и самостоятельно. Действительно, есть гении с природной интуицией и особым бизнес-чутьем. Но если вы не относитесь к одному из них, то лучше обратиться в брендинговую компанию. При этом не стоит постоянно пытаться контролировать его работу или настаивать на своем, этим можно только помешать процессу.

Миф №4. Бренд – это конечный продукт
Обращаясь в брендинговое агентство, заказчик часто ждет того, что его малоизвестный напиток под условным названием rasta-monsta после ребрендинга станет не много не мало – самой кока-колой. Такого не бывает. Гадкий утенок превращается в прекрасно лебедя за одно мгновение только в сказке. В действительности, брендинг - это процесс, который начинается в брендинговой компании и продолжается заказчиком после, в течение всего жизненного циклы продукта или бренда.

Миф №5. Во всем виноваты брендинговые агентства
Именно из предыдущего заблуждения вытекает следующая ошибка – списывать неудачи целиком на агентство. При этом, даже если заказ на брендинг выполнен безукоризненно: то есть вы получили стратегия, миссию, медиапланирование, логотип, фирменный стиль, упаковку и рекомендации по дальнейшему использованию, но положили все это добро на полку или доверили некомпетентному бренд-менеджеру или маркетологу – провал вполне возможен.

Миф №6. Больше потратишь – больше получишь
Предубеждения о затратах на брендинг начинаются примерно там же, где и желание сэкономить. Поставив деньги на первый план, заказчик часто упускает из виду то, что они лишь средство. Цели же у брендинга могут быть разными. Подходы – тоже. Успешные компании, независимо от их величины, тратят на развитие бренда относительные суммы. «В среднем, это от пяти до семи процентов прибыли у небольших компаний, и около одного-двух процентов среди гигантов, - говорит Кирилл Халюта. – Российские же заказчики обычно называют абсолютные суммы: 100 тысяч, миллион, кто сколько готов потратить». При этом уверенность, что загаданная цифра даст ожидаемый результат, часто ни на чем не основана. Именно согласованность ваших целей с той задачей, которая ставится исполнителю, будет влиять на успех в большей степени, чем число нулей в сумме договора. По-этому здесь нужно быть предельно откровенным. Как с доктором.

Миф №7. Брендинг по частям
«Заплачу агентству двести тысяч, остальное доделает мой маркетолог – именно так думают некоторые руководители - замечает Кирилл Халюта. – Но если вы хотите купить Ferrari, нет смысла покупать значок и колеса, отдельно они просто бесполезны». Так и брендингом. Заказывая исключительно стратегию бренда, или логотип или слоган, вы просто не будете знать, как их правильно применить и что делать дальше. Это яркий пример того, когда скупой платит дважды. Сумма частей не равняется целому, и брендинг не может быть создан по частям разными независимыми друг от друга структурами, кто-то другой вряд ли сможет доделать задуманное изначально так, чтобы это заработало. Поэтому часто приходится либо начинать все с нуля, либо довольствоваться сомнительного качества разработками и соответственно не удовлетворяющим результатом.

Миф №8. Брендинг нужен всем
Потому что это модно, потому что сосед обратился в брендинговое агентство, потому что так надо, потому что есть свободные деньги. Ни одна из вышеперечисленных причин не объективна. Брендинг нужен далеко не всем компаниям и не всегда. Брендинг несет не только увеличение доходов заказчика, но и приводит к увеличению ответственности перед клиентами и объемом работ, которые должны будут выполняться впоследствии. Обращение в брендинговое агентство – это шаг, к которому нужно быть готовым.

Миф №9. Выбрать брендинговую компанию – просто
Многие руководители компаний и маркетологи считают, что вполне достаточно будет часового серфинга в интернете и рассылки пары писем по электронной почте потенциальным исполнителям. Кто-то стремится провести бесплатные тендеры для выбора хорошего подрядчика – и то и другое часто ведет к неверному решению.
Бесплатные тендеры чаще всего привлекают те компании, кому просто нечего делать. Первоклассные брендинговые компании почти постоянно заняты работой со своими клиентами и не могут просто так отвлекать для тендера своих специалистов. Исключение могут составлять разве что очень лакомые для брендинговых компаний предложения – суперизвестные бренды или высокие потенциальные суммы контрактов.
Выбрать компанию порой оказывается сложно, поскольку выбор, чаще всего субъективен и основан на том, нравится руководителю или маркетологу портфолио или нет. «У дешевых и быстрых компаний заказчики точно такие же – дешевые и живут недолго, - считает Кирилл Халюта. – Действительно эффективный отбор брендинговых компаний – это сложное и трудоемкое занятие, но оно того стоит».

Комментариев нет:

Отправить комментарий