пятница, 25 октября 2013 г.

Как я открывал свой первый интернет магазин

Мой первый интернет магазин начался с увольнения с работы и продажи автомобиля на первую закупку

Идея родилась внезапно.

Я спокойно работал наёмным работником на непыльной работе, которая приносила достаток, позволяющий слетать пару раз в году на море, иметь машину и не отказывать себе в мелких покупках.

Но тут пришла идея. По задумке мы хотели создать интернет-магазин подарков и вещей, которые не будут просто предметом интерьера и собирать пыль, а будут постоянно использоваться владельцем, принося ему пользу. Да, идея, которая уже избита донельзя другими интернет-магазинами. Но ведь главное как подать товар! Одно и тоже можно продавать по разному, с разной наценкой и преподносить потенциальному покупателю как абсолютно разные товары.

Само собой, большая часть ассортимента, который мне был интересен, в России в принципе отсутствовала и интерес заниматься перепродажей был все больше и больше. Углубившись в ассортимент зарубежных магазинов, я был приятно удивлен тем как можно зарабатывать на всем этом.

Я начал вынашивать идею и продумывать ассортимент будущего интернет магазина подарков.

Юридическое оформление, доставка, стартовый капитал

Я решил открываться полностью официально. И решил открыть ИП на УСН 6%.

В общей сложности за регистрацию я отдал около 7000 рублей. Если делать самому, то еще дешевле. В эту стоимость уже входит регистрация ИП, открытие расчетного счета в банке, услуги нотариусов. Весь процесс от подачи документов до получения свидетельств и прочих бумаг на руки занял около 2-х месяцев. Вообще можно уложиться в один месяц, но я на тот момент особо не торопился, так как было и много других дел, которые не терпели отлагательств.

Доставку я отдал на аутсорсинг.

Территориально склад находится в Петербурге, часть товара в московском представительстве. Доставку по Москве я отдал IM-Logistics (курьеры + 4 центра самовывоза на тот момент), доставку по Санкт-Петербургу я отдал Навигатор-Курьеру (только курьерская доставка), а доставку до центра самовывоза я отдал СамЗаберу (магазин магазинов — единственные на рынке в подобном формате на тот момент). Все деньги за товары эти компании перечисляют на расчетный счет.

Через год работы я отказался от IM-Logistics и СамЗаберу и полностью перешел на работу только с Навигатор-Курьер, которая охватила доставкой всю Россию. Удобно, что все “сдавалось в одно окно”.

Стартовый капитал у меня был практически полностью заемный, даже не смотря на то, что я продал свою машину. Здесь я вообще совершил сразу несколько грубейших ошибок.

Ошибка №1. Кредиты и неверное распоряжение капиталом.
- Я продал машину и взял кредит. Денег было приличное количество и я заказал слишком много товара и, как я считаю, много заплатил за саму разработку сайта. Ограниченность в финансах часто помогает принимать более взвешенные решения;
- Я взял кредит и только потом стал оформлять ИП, искать поставщиков и прочее. В итоге прошло несколько месяцев и к моменту старта около 30% кредита было возвращено банку. Деньги попросту сгорели;
- Зато вы бы знали как кредиты и отсутствие денег мотивируют двигать задницей и искать пути решения проблем и задач. Будь у меня денег навалом, я бы на многие вещи смотрел абсолютно по другому;
- Значительная часть прибыли уходила на жизнь и погашение кредитов. Было ошибкой увольнение с работы, у меня не получалось все реинвестировать обратно в интернет магазин.

Тестирование ниши

Я ничего не тестировал, в моей голове было четкое понимание, что мой товар обязаны купить! Ведь он такой классный, отличный, его так легко дарить и он приносит просто массу удовольствия

Также, я считал огромным плюсом то, что почти весь мой будущий ассортимент в России просто не был представлен.

Ошибка №2. Незнакомый покупателям ассортимент.
Да, я считаю это своей ошибкой по той простой причине, что именно первый бизнес открывать с таким ассортиментом довольно-таки тяжело, так как:
- Нет четкого понимания того как этот товар лучше продвигать;
- Не было компаний, на которые можно было ориентироваться;
- Ассортимент был полностью в новинку и стоит больших усилий объяснить покупателю почему этот товар им нужен;
- Нельзя было эффективно понять и оценить спрос на будущий ассортимент.

То есть, как вы поняли, никакого тестирования ниши я не проводил. Я просто выбрал то, что мне нравится и стал искать способы доставки всего этого добра ко мне в Санкт-Петербург.

Как были организованы закупки

На старте все закупалось подчистую в Китае.

И как бы я был рад если бы у меня была сводная таблица оценки поставщиков!

Наверняка у вас тоже не раз возникала подобная проблема: каким способом лучше доставить из Китая в Россию, да еще чтобы таможню нормально товар прошел. Были перепробованы все способы, начиная от Почты Росси/EMS до официальной растаможки товара и в итоге я остановил свой выбор на оптимальном для меня соотношении цена/качество/скорость. И, как выяснилось в будущем, не прогадал.

Правда то, что 100% ассортимента закупалось в Китае давало как плюсы, так и минусы. Основной плюс: возможность поставить большую наценку, а основной минус: долго ждать и есть вероятность, что не все доедет.

Ошибка №3. Все закупки только в Китае.
Здесь было еще веселее, это была одна из моих ошибок. С момента оплаты до получения товара в среднем проходило около 2-х месяцев. Поэтому:
- Учитывая отсутствие понимание спроса, было тяжело спрогнозировать продажи;
- Хорошо продавалось вовсе не то, на что я рассчитывал
- Доставка за 2 месяца сильно удручала.

Также еще один огромный плюс, который следует упомянуть в плане работы с Китаем: просто гигантский ассортимент, в котором легко захлебнуться. А для магазина подарков это было весьма кстати.

Итак, сделав первый крупный заказ, я решил заняться сайтом и созданием бренда.

Бренд и создание сайта

Разработка логотипа

Выбрав название и соответствующий домен, я вместе с дизайнером начал разработку логотипа. Где-то с шестой итерации правок мы все-таки получили окончательный вариант логотипа и перешли к подготовке фирменного стиля.

Разработка сайта

Само собой, я начал поиск подходящих разработчиков среди своих знакомых. После нескольких встреч была найдена компания, которая в итоге и начала разработку сайта. На время разработки мы поставили заглушку на сайт, которая извещала покупателей о планируемом старте и предлагала вкратце ознакомиться с ассортиментом. Кстати, заглушка помогла начать продавать почти сразу, так что рекомендую повесить её на этап разработки сайта.

Это я сейчас рекомендую готовить прототипы, писать техническое задание и многое другое. Тогда я даже знать про это знал и просто сказал, что мне нужен интернет магазин и всё.

Дизайнер нарисовал, я утвердил, отдали в верстку, спрограммировали и запустили. Мне казалось, что все отлично и просто супер, однако:

- Оформление заказа было в 6 шагов с заполнением кучи полей, включая индекс адреса получателя;
- Рекомендуемых товаров не было
- Отсутствующие на складе товары выводились со всеми вперемешку;
- И многое другое…

Ошибка №4. Некорректная разработка сайта.
Мне казалось, что все под контролем. Однако я не предусмотрел ни технического задания, ни полноценных дизайн прототипов. Был лишь брифлист с описанием моих пожеланий. К чему это привело после запуска и полугода работы:
- Я понял, что половина дополнительного функционала просто не нужна;
- Интересы покупателей не учтены;
- Оформление заказа было ужасно;
- Я удивлялся, что заказы вообще оформляют с подобным юзабилити.

Итого разработка сайта и логотипа мне обошлась примерно в 120 000 рублей.

А сейчас я хочу рассказать как я привлекал первую аудиторию и про свой первый заказ.

Первые продажи

Я никогда не забуду ту первую продажу своего первого интернет магазина. То был заказ на 290 рублей, который я вез на метро через весь город к покупательнице. Она, признаюсь честно, была весьма удивлена тому, что я подорвался в выходной день приехать и бесплатно привезти товар за 290 рублей прямо к ней домой. И это с бесплатной доставкой!

Но вы себе даже не представляете какую радость, вселенское счастье и подъем я тогда испытывал! Проработав всю жизнь на наёмной работе, я впервые заработал деньги на собственном бизнесе. И вовсе не имело значения то, что это было всего 290 рублей. Зато это были первые заработанные мною деньги!

А далее наступило затишье.

Возможно, это знакомое некоторым читателям чувство, когда запустил свежий проект, все сделано по высшему классу, а ты сидишь и сидишь. Без заказов и почти без денег.

Знакомо, да? И понимаешь, что надо что-то делать, а что не знаешь.

И тогда я осознал, что надо начать привлечение новых посетителей:

Я влил существенную сумму денег в SEO (без внутренней оптимизации сайта), получив нулевой результат. Я ТРИЖДЫ (!!!) обжигался на горе-сеошниках. Один из них продвигал запрос за 3000 р./месяц, который ищет 3 (три) человека в месяц по всему миру. Вот он на мне наварился ;
Потерял значительную сумму в Яндекс.Директ из-за того, что бил по высокочастотникам, неправильно выставляя посадочные страницы;
Третий раз решил не рисковать. Сначала читал теорию, а только потом понемногу вкладывался в рекламу.
По прошествии нескольких месяцев я стал потихонечку вставать на рельсы и принимать уже более обдуманные решения, которые и давали лучший результат.

Ошибка №5. Бездумный слив рекламного бюджета.
- Только запустившись, я в основном использовал долгоиграющие способы привлечь целевую аудиторию (SEO, подписная база и социальные сети, в которых реклама была еще не так развита);
- Начинав использовать новый рекламный канал, я сразу вливал 30-40% рекламного бюджета и ждал тут же результатов;
- Если я не видел результата в течение нескольких дней, я считал этот способ рекламы для себя неподходящим. А ведь надо было вкладывать 5-10% рекламного бюджета и “дать настояться” траффику с рекламного источника, чтобы собрать более полную статистику. Я этого не делал;
- Отсутствие контроля со стороны систем аналитики сайта (Яндекс.Метрика и Google Analytics). Я смотрел только на посещаемость и ссылки с других сайтов. Не было и речи об установке отслеживания электронных продаж и настройке целей.

Но зато я с самого начала сделал упор на качество обслуживания и повышение лояльности покупателей. Для этого использовал промокоды, письма покупателям, обзванивал их и прочие работы, которые привели к неплохому показателю повторных заказов.

Переход на аутсорсинг

Понимая, что мне одному становится все сложнее и сложнее обработать текущий объем заказов, я стал искать возможности передать хотя бы часть работы на аутсорсинг.

На тот момент я видел следующие процессы, подлежащие делегированию:

- Доставка
- Прием заказов по телефону и связь с покупателями
- Комплектация заказов
- Складирование и учет
Думаю, что сам процесс передачи этих задач особого интереса не вызовет, тем более что прошел он безболезненно и тихо.

На данный момент за мной остались закупки, формирование рекламной стратегии и контроль финансовых потоков.

Заключение

С самого начала работы интернет магазина и до сегодняшнего момента совершалось и совершается некоторое количество ошибок. От них не деться никуда

Но именно ошибки формируют наиболее корректный вектор дальнейшего развития и помогают наглядно понять что работает, а что нет.

Запомните! Лучше сделать и пожалеть об этом, чем не сделать и так и не узнать что вы потеряли или выиграли. Это относится как к созданию интернет магазина в целом, так и к тестированию какого-либо рекламного канала.

Записки миллионера: чаще говорите жизни «ДА» ;)

Комментариев нет:

Отправить комментарий