среда, 26 марта 2014 г.

18 главных ошибок начинающих предпринимателей

Ниже предлагается русское описание одной из статей Пола Грэхэма «The 18 Mistakes That Kill Startups». Хотя эти советы адресованы, прежде всего, стартаперам начинающим свой бизнес в сфере IT-технологий, безусловно, они будут полезны всем начинающим предпринимателям, планирующим запуск собственного бизнеса.

Пол Грэхэм — известный американский программист, профессор компьютерных технологий Гарварда, совладелец венчурного фонда Пола Грэхэма. Он убежден, что есть только одна главная причина смерти нового бизнеса — не делать того, что хотят клиенты.

1. Один основатель

Вы никогда не замечали, насколько мало успешных IT — бизнесов построены одним человеком? Даже компании, которые, как вы полагали, имеют одного основателя, например, — Oraclе, на деле запускалась огромным числом участников. Едва ли это просто совпадение.

Что плохого в 1-м основателе?

Часто это говорит об отсутствии доверия. Очевидно, основатель не предлагал никому из друзей делать бизнес совместно. А это тревожный симптом, так как друзья – это те, кто знают вас лучше всего.
И даже если все друзья ошибались в способностях предпринимателя, а идея бизнеса действительно была ценной, создатель даже в этом случае оказывается в невыгодной позиции. Начало своего бизнеса – слишком тяжелая ноша для одного человека. Здесь желательно наличие партнеров для совместной генерации перспективных идей, для удержания от принятия ошибочных решений и для поддержки в трудную минуту.
Причем последнее, возможно, важнее всего. Низкие старты бывают настолько трудны, что мало кто переживет их в одиночестве. Когда у бизнеса несколько создателей, в трудную минуту они объединяют свои усилия и волю, для борьбы с «черным лебедем». Каждый думает: «я не могу подвести остальных», активизируя при этом одну из самых сильных мотиваций в человеческой природе. Один человек на такое неспособен.
(комм: обратите внимание, здесь имеется в виду создание своего бизнеса именно в IT-сфере, — для бизнеса офлайн этот пункт не такой актуальный, а иногда и спорный)

2. Плохое местоположение

Инновационные бизнесы лучше выживают в благоприятных местах. И таким местом для будущих успешных IT-бизнесов, несомненно, является Силиконовая долина в Америке. Почему же в одних городах новый бизнес приживается лучше, чем в других?
Очевидно, это связано с концентрацией похожих бизнесов, большим числом единомышленников, поддержкой отрасли государством и т.п. Кто знает, какие факторы еще повлияли на высокий процент успешных запусков бизнеса в Силиконовой долине на душу населения по сравнению с другими местами, но это факт.
(комм: данный фактор не очень применим к действительности стран СНГ, но чтобы не нарушать единство статьи мы не стали его исключать из перечня).

3. Неконкурентная ниша

Большинство предпринимателей выбирают для своего бизнеса неконкурентные ниши, чтобы избежать высокой конкуренции.

Если вы наблюдали за маленькими детьми, играющими в спортивные игры, то замечали что дети, младше определенного возраста боятся мяча. Как только мяч на высокой скорости летит в их сторону, они инстинктивно избегают его. Выбор неконкурентной сферы деятельности похож на поведение маленьких детей на спортивной площадке. Если вы умеете делать что-то хорошо, то вынуждены будете сталкиваться с конкурентами и этот факт нужно принять.
На практике, вы можете избежать конкуренции только в том случае, если будете избегать хороших идей бизнеса.
Скорее всего, искусственное понижение своих амбиций и способностей является больше инстинктивным поведением, чем адекватным выбором в пользу собственного успеха. Ваше подсознание просто не позволяет вам думать о великих делах, чтобы не толкать в рискованный, высоко конкурентный бизнес.

4. Производная идея

Большинство возникающих новых компаний всего лишь копируют более успешные компании. Они повторяют те же предложения, идеи, а не редко и ошибки тех, на кого ровняются. Если вы обратите внимание на успешные проекты, то заметите, что каждый из них являлся чем-то уникальным и оригинальным.
Где эти предприниматели находили хорошие идеи? Обычно они возникали при решении конкретной проблемы. И лучше всего той, которая затрагивает ваши личные интересы. Apple возникла потому, что Стив Джобс хотел компьютер, Google – потому что Ларри Пейдж и Сергей Брин не могли оперативно находить нужную информацию, Hotmail – потому что Джек Смит и Сабир Бхатия не могли обмениваться электронной почтой на работе.
Не ищите компании, которые предложили удачное решение проблем – ищите проблемы и находите их решения. На что жалуются люди? Чего вам не хватает?

5. Упрямство

В некоторых категориях деятельности путь к успеху заключается в наличии четкого видения задач и целенаправленном движении к ним независимо ни на что. Начинающиеся бизнесы не относятся к этой категории. Начинающий бизнес напоминает работу следопыта, ищущего следы и идущего по ним.
Так что не зацикливайтесь сильно на первоначальном плане. Вполне возможно он не настолько гениален. Самые успешные бизнесы впоследствии оказывались совсем не такими как первоначальные идеи. Вы должны быть готовы заметить хорошую идею, когда она возникнет. И трудность после этого в том, чтобы отказаться от вашей первоначальной идеи.
Но открытость к новым идеям должна строиться правильно. Смена направления работы каждую неделю не менее опасна для начинающего бизнеса. Необходимо всегда проверять потенциал новой идеи. Если каждая новая идея усиливает наработанные ранее знания и идеи, несомненно, вы на верном пути. Однако, если все приходится начинать с нуля – это плохой знак.
К счастью, почти всегда будут те, кто может дать вам дельный совет – это ваша целевая аудитория (пользователи и клиенты). Если новое направление кажется им интересным и полезным, значит вы на правильном пути.

6. Найм плохих программистов / некомпетентных сотрудников

Многие обанкротившиеся в 90-е годы IT-бизнесы рухнули из-за плохих программистов. Предприниматель не может оценить способности программиста, а лучшие из них не ищут себе работу либо не хотят воплощать в жизнь чужие идеи.
Как же выбирать профессиональных программистов, если вы сам им не являетесь? На этот вопрос нет конкретного ответа. Можно конечно посоветовать обратиться к хорошему специалисту, чтобы он помог вам в отборе специалистов, но откуда вы сможете узнать насколько этот специалист хорош сам?
(комм.: у каждого бизнеса есть свои ключевые специалисты, ошибка в выборе которых может стоить для вас очень дорого. Поэтому, если для вас это не принципиально, выбирайте ту сферу деятельности, в которой сами разбираетесь)

7. Выбор неверной платформы

Связанная с предыдущим пунктом ошибка: как правило, плохие программисты выбирают неудачные платформы.
(комм.: замените здесь слово «платформа» на термин «оборудование», и картина станет более ясной)

8. Затягивание с запуском

Часто компании имеют трудности с выводом на рынок программного обеспечения. Вот, работа уже кажется выполненной на 85% и бизнесмены затягивают вывод продукта, оправдывая это необходимостью тестирований и доработок. Проблема здесь в том, что когда проект будет готов на 100% будет ли он таким же актуальным для пользователей?

(комм.: похожий эффект наблюдается с супер- мега- гениальными идеями. К тому времени, когда вы воплотите ее в жизнь, возможно, кто-то другой уже сделает на ней состояние)

9. Слишком ранний запуск

Проблема противоположная предыдущей. Дело в том, что слишком ранний запуск сырого материала публике, разрушает вашу репутацию. Итак, какой минимум нужен для запуска?
Я предлагаю подумать над проектом в целом и выделить ядро, которое будет полезно само по себе. Тогда даже незавершенная программа сможет быть реально полезной пользователю. А дальше можно уже неспешно усовершенствовать продукт исходя из пожеланий клиентов или пользователей.

10. Отсутствие представления о будущих пользователях (клиентах)

Нельзя создавать продукт, если вы не имеете представления о том, кто именно в дальнейшем будет его использовать. Ваша задача еще до начала работы, найти нескольких представителей вашей целевой аудитории и изучить их мнение относительно будущего продукта.

11. Недостаточное количество вложенных денег

Если у вас есть хорошая идея и образец, ваша задача убедить инвесторов вложить в этот проект больше денег, чем требуется. Успех большинства новых бизнесов зависит от финансирования. Все они имеют примерный запланированный срок реализации в течении которого бизнес будет набирать популярность и готовиться к взлету.
Новичкам, я советую на первом этапе получения финансирования ничего не тратить, поставив перед собой единственную цель — создать работоспособный опытный образец. Так вы останетесь максимально гибкими и будете готовы противостоять новым трудностям.

12. Слишком большие расходы

Сложно провести грань между слишком большими расходами и недостатком финансирования. Основной способ «спалить» деньги вначале работы – без крайней необходимости нанимать слишком много людей.

Можно дать 3 главных совета в этом направлении:

1) не нанимать, если можно обойтись;
2) по возможности, расплачиваться акциями, а не деньгами;
3) нанимать только тех, кто будет писать программы или продавать – это главное в чем вы нуждаетесь на данном этапе.

13. Слишком большой доход

Очевидно, что недостаток финансирования может погубить начинающий бизнес, но как же может повредить их избыток?
Проблема здесь не столько в деньгах, сколько в сопутствующих им переменах. Инвесторы, которые инвестировали в вас деньги, не позволят просто забрать прибыль в карман. Они будут требовать вложения этих денег в дальнейшее развитие. Следовательно, офис переедет в более дорогой район, будут наниматься новые сотрудники и создаваться филиалы. Теперь наемных работников будет намного больше, чем в момент создания бизнеса, они не будут настолько преданны компании, им надо будет все объяснять и постоянно мотивировать.
Чем больше компания, тем сложнее сохранять гибкость.

14. Плохое управление инвесторами

Как основатель вы должны управлять инвесторами. Конечно, вы должны прислушиваться к их мнению, но нельзя позволять им управлять компанией. Если они настолько хорошо понимают что нужно делать, почему же они сами не создают новый бизнес?
Насколько сильно вы зависимы от инвесторов будет определятся вашей долей в компании. Пока все идет хорошо, они не будут вам мешать. Но в бизнесе не всегда все идет хорошо. Много успешных бизнесов убили сами инвесторы. Наверное, самый яркий пример, — решение совета директоров корпорации Apple уволить Стива Джобса.

15. Жертвование интересами пользователей в угоду (предполагаемой) прибыли

Как уже говорилось выше, если вы создадите то, что будет необходимо пользователям — все будет отлично. Не стоит вначале фокусироваться на том, как заработать. Создать что-то, что будет востребовано на рынке намного труднее. Решите первую задачу, а о деньгах можно подумать позже.

16. Нежелание запачкать руки

Почти все программисты мечтают работать только над тем, что им интересно – разрабатывать программный код, а управлять бизнесом они поручают другим. Большинство предпочло бы генерировать идеи. Но никто не поверит в вашу идею, пока вы не покажете рабочую концепцию или продукт.
Если вы хотите заинтересовать клиентов, оставьте компьютер и попытайтесь убедить их сами. Это даст вам намного больше шансов на успех.
(комм.: типичная ситуация – приходит человек к инвестору и говорит: «у меня есть гениальная идея, дайте мне 80% акций будущей компании и можете ее реализовывать» — комментарии здесь излишни)

17. Разногласия между основателями

Конфликты между основателями обычное явление. Выход из бизнеса одного из совладельцев не всегда приводит к его краху. И все же большинство разногласий между основателями можно было бы избежать, если вначале более внимательно подходить к выбору партнеров.
Поэтому никогда не начинайте бизнес с теми, кто вам неприятен, даже если он имеет необходимые вам навыки.
Партнеры – самый важный компонент начинающего бизнеса, и поэтому не идите на компромиссы.

18. Недостаточные усилия

Недостаточные усилия. Очень важная проблема, о которой мы даже не узнали, если не два парня, которые ее придумали — занимаясь подготовкой проекта вне рабочее время и в итоге забросившие свое начинание.
Если вы хотите избежать подобной неудачи — откажитесь от другой работы. Если вы будете уделять новому проекту недостаточно внимания и продолжите работать еще где-то, вероятно вы сомневаетесь в глубине души в успешности проекта.
Большинство новых проектов, могли стать успешными, но они провалились только потому, что основатели недостаточно прикладывали усилий для их реализации. Именно в концентрации всех усилий и кроется главный секрет успеха в новых начинаниях.

Источник: http://volbiz.ru/editorschoice/18-glavnyix-oshibok-na..

Комментариев нет:

Отправить комментарий