вторник, 28 апреля 2015 г.

Как купить готовый бизнес?

Покупка бизнеса — сложный вопрос, который зависит от множества факторов. Я бы хотел сосредоточиться только на приобретении предприятий малого бизнеса и рассказать, на что надо обращать внимание при заключении сделки.

Когда стоит покупать готовый бизнес?
1. Если вы хотите больше денег и понимаете, что они не будут легкими.
2. Если вы хотите вложить некоторую существенную сумму, чтобы через какое-то время получать больше денег.
3. Если вы не хотите быть акционером, то есть покупка своего бизнеса для вас имеет больше значения, чем приобретение доли в бизнесе кого-то другого.
4. Если вы готовы к риску, трудностям, проблемам, вы хотите и в состоянии их решать (по крайней мере, у вас есть еще деньги и люди, с помощью которых вы можете находить решения).
5. Если для вас покупка бизнеса — это романтика, и вы полны сил.
6. Если вам просто так хочется.

Почему покупка бизнеса — лучше, чем старт с нуля? Потому что процесс уже более-менее налажен, есть клиентская база, и она «живая», в компании уже работают люди, обладающие достаточной квалификацией. Соответственно, вам не придется искать клиентов, работников и налаживать бизнес-процессы. И главное — вы сможете получить доход на свои инвестиции-вложения быстрее, чем если бы начали раскручивать все сначала.

Что с оформлением-переоформлением?

Посмотрите, как оформлен приобретаемый бизнес: на кого, какая юридическая форма. Обратите внимание, что недавно вышел закон, изменяющий основные юридические формы. Определите, каков будет процесс передачи бизнеса и клиентов, потребуется ли вам переоформление сотрудников. Если это ИП или ООО, то нужно обсудить последовательность действий бывшего и нового владельцев после подписания договора «о продаже». Для таких форм деятельности вообще нет четкого юридического понятия «продажа бизнеса».
Важное правило: чем больше позитива у агента, участвующего в продаже чьего-то бизнеса, тем сильнее стоит задуматься о возможных подводных камнях.

В таких случаях лучше привлечь на свою сторону юриста. Пусть это выйдет дороже, но зато вы сэкономите массу времени, денег и нервов в будущем.

Какова цена?

Существует несколько методик оценки стоимости бизнеса. Наиболее распространенная в секторе МСБ: годовой доход, помноженный на коэффициент, обычно в пределах 1-4-x, иногда больше (бизнес крупнее), иногда меньше (в сторону малого бизнеса). Есть и другие методики, но в данном сегменте бизнеса они применяются редко. А вообще, как договоритесь. Просто всегда важно понимать, какая методика оценки используется и почему она именно такая. Обязательно спросите об этом продавца — это прекрасный повод поторговаться.

Что вам подскажет, что покупка имеет смысл?

Во-первых, конечно, ваше желание. Это тема отдельного обсуждения, но предположим, вы действительно хотите, понимаете и знаете, зачем и почему вам нужен этот бизнес.

Во-вторых, личная встреча с продавцом (иногда это отдельный агент) и владельцем. Посмотрите, позадавайте вопросы, послушайте, почувствуйте, подумайте.

В-третьих, визит на место. Вы или ваше доверенное лицо под видом клиента, посетителя, тайного покупателя. Посмотрите, что за люди там работают, как выглядит офис, как идет работа, какое настроение в коллективе, как относятся к клиентам. Внимательнее изучите углы и подсобки, если получится, — увидите много интересного. Не торопитесь. Возможно, на вас будут давить сжатыми сроками или очередью из покупателей. Будьте осторожны: не исключено, что за этим давлением скрыты риски.

Кто вам подскажет, что покупка имеет смысл?

Посоветуйтесь с юристами и экспертами в данной области: специалистами по оценке, людьми, знакомыми с отраслью. Не упускайте возможности собрать больше информации и о рынке, и о компании.

Понятно, что не всегда можно всех «пробить по базе», особенно, если у вас нет таких связей, но это не значит, что нельзя найти несколько человек в теме и просто пообщаться с ними за кофе, получив нужную информацию.

Как платить?

Не платите все сразу. Договоритесь о том, что часть денег продавец (и его агент) получат только после того, как вы все окончательно оформите и возьмете управление на себя. Будет неприятно, если вы обнаружите скелеты в шкафу, а ваши контрагенты, получив все деньги сразу, перестанут отвечать на вопросы.

И еще. Предположим, что сделка состоялась. Предположим, что дело идет. Сохраняется некоторая инерция.

Помните, к чему надо быть готовым в первое время после покупки бизнеса:
— к уходу части сотрудников, несогласных с вашему стилю ведения бизнеса;
— к визитам различных органов, с которыми у предыдущего владельца были налажены отношения, но их вам не передали в безрисковом варианте;
— к встречам с ключевыми клиентами, чтобы сохранить-выстроить-перестроить отношения с ними;
— к тому, что на рынке (в нише, на районе и так далее) могут проявиться новые тенденции, и «инерция бизнеса» будет недолгой, нужно будет снова прилагать усилия к его раскрутке.

Стать владельцем бизнеса — задача ответственная, почетная, интересная и очень непростая. Если у вас не было опыта, подумайте о партнере, советнике или консультанте. Если опыта мало или он есть, но в других направлениях, не упускайте возможности познакомиться с коллегами, конкурентами, экспертами, например, по соседству или на конференциях, так вы быстрее войдете в контекст.

Если опыта полно, не расслабляйтесь. Не исключено, что данный опыт и данная специфика имеют мало общего с деятельностью свежеприобретенного бизнеса, и многое придется делать по-другому.

И бонусный совет. Приготовьтесь к тому, что первые три месяца вы должны быть внимательными, бодрыми, готовыми к изменениям (как внутри бизнеса, так и внутри себя), поэтому вам стоит непременно запланировать на это время либо серию мероприятий по активному отдыху, либо просто придумать варианты, как расслабляться. Иначе будет непросто.

Комментариев нет:

Отправить комментарий